Описание опыта работы школьной столовой
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Услуги по организации питания учащихся, в том числе из многодетных и малоимущих семей, детей , находящихся в лагере дневного пребывания оказывает  ИП «Грачева Т.С.», согласно муниципального контракта от 2012 г.
МБОУ «СОШ № 4» имеет два здания, расположенных в 6 и 7  микрорайонах г. Ангарска.


Питание детей  в начальной школе(7 микрорайон, дом 20)  осуществляется в столовой  на 1 этаже, которая имеет  200 посадочных мест. Питание детей  в средней  школе осуществляется в столовой   на 250 человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задачи работы по организации школьного питания

1.Увеличение  охвата горячим питанием учащихся  1-11-х классов школы.
2. Снижение заболеваемости детей и подростков алиментарно-зависимыми болезнями до 20%.
3. Совершенствование системы контроля качества и безопасности питания  учащихся.
4.Развитие и укрепление материально-технической базы школьной столовой .
5.Организация пропаганды среди   учащихся и их родителей принципов рационального  здорового  питания. Воспитание культуры питания  и здорового образа жизни у школьников.
6.    Внедрение и реализация модуля «Школьное питание» в курсе внеурочной деятельности.

Материально-техническое обеспечение организации школьного питания

Большое внимание уделяется состоянию материально-технической базы пищеблока на предмет ее соответствия санитарно-гигиеническим требованиям.
Производственное оборудование , инвентарь, посуда.
1.    Тепловое: плиты электрические варочные, жарочный шкаф, пищеварочный котел
2.    Холодильное оборудование: холодильный шкаф, бытовой холодильник, низкотемпературный ларь.
3.    Не механическое оборудование: производственные разделочные столы, ванны для мытья пищевых продуктов и посуды.
4.    Механическое оборудование: мясорубка, протирочная машина.

                                                                      Устройство пищевого блока.
 Пищеблок имеет комплекс специальных помещений: обеденный зал,  раздаточная, моечная столовой и  кухонной посуды, цеха (мясной, овощной, кондитерский).

Холодильное оборудование, кладовая сухих продуктов, служебное помещение, комната личной гигиены, гардеробная. Пищеблок типовой ,соответствует всем санитарным требованиям. Имеется вытяжная вентиляция. Освещение естественное и искусственное. Стены в цехах окрашены масляной краской. Что позволяет выполнять санитарно-гигиеническое требования.
В 2010-2011 учебном году проведена модернизация школьного пищеблока, благодаря чему проведены ремонтные работы в помещении, произошло оснащение новым технологическим оборудованием. С помощью родителей была проведена  замена мебели в обеденном зале. Ежегодно осуществляется косметический ремонт помещений столовой. По мере необходимости проводится обновление кухонного инвентаря и посуды и приборов.

Заведена и ежедневно заполняется следующая документация:
1.    Журнал бракеража готовой кулинарной продукции
2.    Журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья
3.    Журнал осмотра  сотрудников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний
4.    Журнал учета остатков пищи
5.    Журнал по технике безопасности
6.    Журнал осмотра на наличие желудочно-кишечных заболеваний
7.    Журнал учета температурного режима
8.    Санитарный журнал
9.    Контрольный журнал
10.    Ежедневное меню, утвержденное Роспотребназдором.
11.    Журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд.
12.    Журнал учета неисправности технологического оборудования

                                                                       Кадровое обеспечение
В соответствии со штатным расписанием на 2020-2021 учебный год обслуживают школьный пищеблок  11 работников:
На протяжении трех лет в школьной столовой трудятся 6 поваров, две из которых заведуют производством в филиалах столовой, пять кухработниц.

Все повара имеют профессиональное образование «Повар 5 разряда». Стаж работы от 10 лет именно в школьном питании общеобразовательной системы. Повара регулярно повышают свой профессиональный уровень самостоятельно и на работе, путем обсуждения технологии  приготовления новых блюд, разрабатывая и внедряя свои инновации в области здорового питания.

                                                                        Основные показатели в работе
Основными показателями в работе являются:
1.    Вкусное питание школьников, хорошая усвояемость пищи, зависящая от ее состава и способа приготовления
2.    Сервировка, отсутствие факторов, отвлекающих от еды.
3.    Соблюдение норма закладки продуктов, соблюдение выхода и веса порций готовых блюд.
4.    Применение свежих продуктов, подходящих для детей. Безвредность пищи.
5.    Доступность школьного питания. Невысокие цены.
6.    Ежедневно свежие фрукты или овощи.
7.    Сбалансированное горячее питание. Высокие органолептические свойства пищи: внешний вид, консистенция, вкус, запах, цвет, температура.
8.    Соблюдение санитарно-гигиенических требований, выполнение профилактических мероприятий, санитарно-эпидемиологический правил.

                                                               
В настоящее время финансирование школьного питания осуществляется за счет   родительских средств, средств муниципального и федерального бюджетов.
                                                            

  Организация льготного питания для учащихся из социально незащищенных семей


 В 2020 году в России принят закон об обеспечении детей с 1 по 4 класс бесплатным горячим питанием. Питание смогут бесплатно получать все школьники 1-4 классов уже с 1 сентября 2020 г. Питание учащихся 5-11 классов будет организовано по предварительному заказу через накрытие на столы, буфет работать не будет.

В 2020-2021 учебном году питание за счет родительских средств  осуществляется: Из расчета – обед 79 руб. в день на 1 ребенка, завтрак - 79 руб.

 
                                                  

       
                                                                           Рацион школьного питания

 Примерное 10-дневное меню для общеобразовательных школ г. Ангарска

  Примерное 10-дневное меню на осенне-зимний период (7-11 лет).

 Примерное 10-дневное меню на осенне-зимний период (11-18 лет).

 Примерное 10-дневное меню на весенне-летний период (7-11 лет)

Примерное 10-дневное меню на весенне-летний период (11-18 лет)

 График посещения столовой

 Меню достаточно разнообразное. Разнообразие достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В рационе ежедневно присутствуют мясо или рыба, молоко и молочные продукты, сливочное и растительное масло, хлеб, овощи.
В течение недели в рационе обязательно  присутствуют крупы и макаронные изделия,  сыр, яйца, творог, кондитерские изделия, обязательно  включаются свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды, картофель, натуральные соки и витаминизированные продукты.

В ежедневном рационе ребёнка используется  достаточное количество свежих овощей и фруктов,   разрешенных в школьном питании. Для витаминизации третьих блюд используются: отвары шиповника, кураги, изюма, вишни.
Для приготовления блюд  и кулинарных изделий используется только йодированная поваренная соль, соответствующая требованиям государственных стандартов или имеющая гигиеническое заключение (сертификат).

На основании сформированного рациона питания детей ежедневно в помещении столовой на видном и доступном для детей и родителей вывешивается меню, утвержденное директором школы, которое содержит наименование продукции общественного питания с указанием основных ингредиентов, информацию о весе , объеме и цене порции готовых блюд, информацию об энергетической и пищевой ценности продукции общественного питания.. включая содержание   в ней белков ,жиров, углеводов, килокалорий.
                                                 

    Организация работы по воспитанию культуры правильного питания

Для правильного воспитания школьников по направлению уделяется внимание не только рациону питания, но и сервировке стола, культуре поведения за обеденным столом.   Интегрирование в учебные предметы («Технология») отдельных тем  по формированию культуры здорового питания у детей и подростков имеет большое  значение. Кроме того,  во внеурочное время классными руководителями 1-5-х систематически проводятся классные часы о  правильном питании. Вопросы улучшения организации  питания обсуждаются и на общешкольных родительских собраниях.

                                  Контроль за организацией горячего питания и работой школьной столовой

Контроль осуществляется Федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в Иркутской области, договор от 2019 года.  На исследования отбираются пробы готовой продукции: гарниры, вторые блюда, овощи, фрукты.  Гигиеническая оценка продукции производится в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".

Ежедневно фельдшером школы осуществляется контроль за качеством приготовления блюд.

Общественный контроль

В Управляющем Совете школы создана комиссия  по контролю за организацией и качеством питания, которая  оказывает содействие директору в организации питания учащихся, осуществляет контроль за качеством готовой продукции, за санитарным состоянием пищеблока, за организацией приема пищи обучающихся, проводит проверки качества сырой продукции, поступающей на пищеблок, условий ее хранения, соблюдения сроков реализации.

Кроме этого, общественная организация "Родительская инициатива" также проверяет организацию школьного питания. Отклонений от норм в течение пяти лет не обнаружено.

Приказ о создании комиссии

Положение о  родительском контроле

Протокол заседания

Акт проверки столовой 9 октября 2020

Акт проверки столовой 12 февраля  2021 (начальная и средняя) школа

Акт проверки организации питания в начальной школе (21 января 2021 г.) общественной организацией "Родительская инициатива"

 

Организация питания в ДОЛ с дневным пребыванием при школе в период школьных каникул

Ежегодно во время летних каникул в детском пришкольном лагере для  детей  организуется трехразовое питание. Для обеспечения здоровым питанием составляется примерное десятидневное меню на оздоровительную смену, которое согласовывается с Роспотребнадзором.
  В меню соблюдены требования санитарных правил по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в витаминах.
  Производство блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий.
 Все пищевые продукты и продовольственное сырьё имеют документы, гарантирующие  их качество и безопасность
В целях контроля  за доброкачественностью и безопасностью приготовленной пищи, за соблюдением условий хранения и сроков годности пищевых продуктов, оценкой качества приготовленных блюд на пищеблоке, ежедневно заполняется бракеражный журнал, а также отбираются  суточные пробы от каждой партии приготовленных блюд
Отбор проб осуществляет медицинский работник.
В учреждении организуется трёхразовое горячее калорийное питание с витаминизацией через продукты питания. В рацион вводятся кисло-молочные продукты, ежедневно фрукты, овощи, соки, компоты.
 Для оздоравливания дети  ежедневно принимают кислородный коктейль.
В меню включены витаминизированные и поливитаминные напитки, фиточаи,  порционные свежие овощи и фрукты. В качестве питьевой воды используется только бутилированная вода. 

Методические рекомендации по организации питания

 

Обновлено (02.03.2021 09:15)